Эффективной возможностью улучшения их использования является приоритет

Эффективной возможностью улучшения их использования является приоритет

семейная медицина: становление, развитие, социально-экономическая эффективность Одним из наиболее перспективных направлений совершенствования системы охраны здоровья населения Украины является становление и развитие семейной и страховой медицины. Статистические данные свидетельствуют, что перспективы развития семейной медицины есть, ведь бюджетное финансирование здравоохранения в Украине постоянно растет. Если в 1998 году расходы на здравоохранение составили 3,6 млрд. грн.

, То в 2000 году они достигли 4,3 млрд. грн. , А на 2001 год в Государственном бюджете предусмотрено 5,2 млрд. грн.

, То есть за эти годы расходы выросли на 1,6 млрд. грн. Растет доля расходов на здравоохранение в объемах валового национального продукта. Как отметил Министр здравоохранения Украины Виктор Москаленко: «Наш ориентир — иметь в перспективе показатель расходов на медико-санитарную помощь не 3% от ВВП, а приблизить его до необходимого уровня — 5.

8%» [4, с. 5]. Но этого мало для улучшения медицинского обслуживания. Необходимо, с одной стороны, находить внебюджетные средства, а с другой — завпроваджуваты целевые расходы на конкретные формы медицинских услуг.

Очевидно, что в тяжелой социально-экономической ситуации переходного периода желание иметь бесплатное общедоступное и высококвалифицированное медицинское обслуживание при чрезвычайно скромных финансовых возможностях государства невозможно. Если бесплатное и общедоступное, то невисокоякисне. Малые средства разделены на всех, не обеспечивают высокого качества. Бесплатность не увеличивает доступность медицинской помощи.

Снижение цены повышает спрос на медицинские услуги и они становятся более дефицитными. Дешевое и бесплатное может стать менее доступным, чем дорогое. Стратегическим направлением в улучшении финансового состояния отрасли является многоканальность финансирования. Основной путь его реализации — это введение общеобязательного государственного социального медицинского страхования и целевых медицинских сборов, создание управляемого рынка платных медицинских услуг.

Важно также широкое привлечение средств территориальных общин и отдельных лиц. С расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя Украины занимает 111 место в мире среди 191 страны и 8 место среди стран бывшего Советского Союза. По этому показателю нас опережают страны Балтии, Беларусь, Россия, Молдова и даже Армения с ее значительно беднее ресурсами. Однако, по словам Москаленко, по интегральному критерию ВОЗ — «достижения целей здравоохранения» все же Украина, находится на 60 месте в мире.

Это свидетельствует о том, что материальные и кадровые ресурсы области используются с максимально возможной эффективностью [4, с. 5]. Еще один важный принцип — обязательное участие граждан в покрытии расходов на поддержку собственного здоровья. Такое участие стимулирует здоровый образ жизни, делает здоровье элементом конкуренции на рынке труда.

Система финансирования социально определенного объема помощи должна быть построена по принципу общественной солидарности — богатый платит за бедного, здоровый — за больного. Система здравоохранения необходимо перевести на финансирование по результатам деятельности. Свободный выбор врача и лечебного учреждения по желанию клиента, распределение бюджета здравоохранения в середине каждой территории позволит создать здоровую конкуренцию, обеспечит развитие здравоохранения на основе рационального сочетания государственного контроля и рыночной саморегуляции. Таким образом, активное воздействие населения на формирование медицинской сети и приоритетное развитие самых полезных ее звеньев будут осуществляться по принципу — деньги следуют за пациентом.

Главной целью реформы здравоохранения является изменение характера отношений между системой здравоохранения, обществом и государством. Надо создать необходимые мотивации и включить в орбиту здравоохранения интересы государства, производителей, отдельных граждан, вернув им активную роль в формировании социального заказа на здравоохранение. Реализацией такого заказа на основе рыночной экономики будут заниматься больничные кооперативы, спортивные, оздоровительные организации, а также семейные врачи. Участковый врач является безответственным за судьбу каждого пациента.

Ему нужно выполнить план, принять определенное количество больных, но ни оплата его труда, ни социальный статус никак не зависят от состояния здоровья пациентов. Есть личного участия, милосердия, постоянства, взаимной доверии между врачом и больным. По цифрам из виду выпала конкретный человек — пациент. Внедрение семейной медицины в Украине происходит в сложных социально-экономических условиях, что значительно замедляет этот процесс.

Резкое сокращение бюджетного финансирования на медико-санитарное обеспечение населения в условиях катастрофического ухудшения состояния здоровья народа Украины требует изменения отношения руководства государства к медицине и принципов финансирования в системе здравоохранения. Коренное реформирование такой развитой отрасли требует неоднократного увеличения финансирования с приближением его к рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения соответствующей доли валового национального дохода, что позволило бы на должном уровне обеспечить медико-санитарное обеспечение граждан Украины. Очевидно, что сейчас жизненно как задействовать дополнительные источники финансирования отрасли — системы добровольного и обязательного медицинского страхования, так и рационализировать использование имеющихся средств [1, с. 7].

эффективной возможностью улучшения их использования является приоритет финансирования первичной медико-социальной помощи. Ведь по данным стран с развитыми системами здравоохранения (Великобритания, Канада, США, Япония и др. ). Стоимость медицинской помощи, оказываемой на уровне первичного звена, стоит в десять раз дешевле, чем на последующих уровнях.

К тому же на это звено положено и осуществления всего комплекса профилактики и раннего выявления заболеваний, позволяет специалистам семейной медицины, как эффективной формы организации первичной медико-социальной помощи по семейному принципу, обеспечить 80-90% обращений пациентов. В своем докладе на итоговой коллегии Минздрава Украины Москаленко отметил: «Основным направлением реформирования является первичная медико-санитарная помощь на принципах семейной медицины. Первые итоги ее внедрения свидетельствуют о высокой эффективности. Семейный врач берет на себя до 60% объема диагностической работы и, соответственно, в 2.

3 раза уменьшается уровень госпитализации и количество направлений к узким специалистам. Кроме того, на 20% снижается количество вызовов скорой помощи. По прогнозным оценкам только эти меры позволят получать ежегодную экономию около 900 млл. грн.

«[4, с. 5]. Внедрение семейной медицины как инновационный процесс в здравоохранении, сопровождается разработкой и апробацией различных моделей, каждая из которых имеет свою специфику. Экономические затраты на внедрение института семейной медицины состоит из затрат на разработку нормативно-правовых документов, подготовку соответствующих специалистов (врачей, медсестер и менеджеров) переобладанання лечебно-профилактических учреждений и их структурных подразделений; дооборудование амбулаторий, создание микроамбулаторий семейной медицины и отделений семейных врачей в поликлиниках; научные исследования; апробацию в эксперименте научно-разработанных моделей внедрения семейной медицины, формирования программ подготовки и переподготовки специалистов семейной медицины; разработку и апробацию экономических методов управления семейной медициной (стандарты оказания медицинской помощи, нормативные нагрузки, тарификация, система контроля качества и оплаты труда, прейскурант цен на лечебно-оздоровительные, диагностические, реабилитационные и иные виды медуслуг) агитацию и пропаганду семейной медицины среди населения.

Процесс развития семейной медицины обусловливает формирование нормативно-законодательной базы и надлежащего финансово-экономического обеспечения. В дальнейшем необходимо дальнейшее их совершенствование с тем, чтобы обеспечить зависимость оплаты труда специалистов семейной медицины как от

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>