Народная медицины — это

Etnic.ru

Народная медицина I. Под народной медициной (Medicina gentilitia по Озиандеру) следует разуметь те врачебные средства, приемы и разные способы лечения, которыми помогают себе в болезнях простолюдины, темные жители сел и деревень. Народная медицина прародительница научной, рациональной (разумной). На границе их стоит, составляя как бы переходную ступень от одной к другой, домашнее врачевание, к которому относятся так называемые домашние лечебные средства, употребляемые более образованными классами до прибытия врача, или за отсутствием его, черпаемые частью из народной, частью из научной медицины.

1. средства эмпирические, имеющие в основании сбивчивый опыт и предание 2. средства мистические, суеверные, явившиеся результатом религиозных и других взглядов народа на болезни и их лечение. Средства первой категории, хотя и представляют разбросанность и отсутствие системы, все же заключают в себе задатки к совершенствованию и могут служить поучительным материалом для представителей научной медицины.

Средства же суеверные, к которым можно отнести и симпатические, весьма интересна для этнографа и историка культуры. Дело в том, что медицина данного народа формируется не только под влиянием его флоры и фауны, но и представляет на каждом шагу ясные отпечатки народного мировоззрения и интеллектуальности. Народная медицина II. Накопленная народом в процессе исторического развития совокупность эмпирических знаний о проявлениях болезней, лечебных свойствах растений, веществ животного, минерального происхождения, а также ряд практических приемов, направленных на предупреждение и лечение болезней.

Народная медицина, в отличие от научной, не основывалась на теоретических предпосылках, знание физиологии, обоснованных представлениях о действии применяемых лечащих средств. Выбор целебных средств и приемов производился эмпирически. Народная медицина, возникла при первобытнообщинном строе. Лечебная помощь раньше всего стала оказываться при травмах, отравлениях, родах, уходе за новорожденными.

К более позднему периоду относится возникновение некоторых специальных приемов лечения заболеваний с выраженными признаками (лихорадки, поражений кож и др. ). С древних времен были известны целебные свойства не только ряда средств растительного и животного происхождения, но и минеральных вод, лечебных грязей, климатических факторов, массажа. Охота и употребление в пищу мяса животных принесли в Народную медицину некоторые представления об анатомии.

Наивно-материалистические представления первобытного человека об окружающей действительности и ее влиянии на здоровье и болезнь уживались с мифологическими, позднее и с религиозно-мистическими. Исторически Народная медицина тесно связана со знахарством; в ней имеется немало нерациональных и вредных средств и приемов, в т. ч. связанных с религиозными культами.

Народный лекарь это человек, который, по мнению своей общины, знает способы оказания медицинской помощи с использованием растений, веществ животного и минерального происхождения и некоторые другие методы, имеющие в своей основе социальные, культурные и религиозные истоки, а также знания, представления и верования, разделяемые членами этой общины и касающиеся физического и социального благополучия, причин болезни и немощи. Народная медицина это сумма всех значений практических методов как объяснимых, так и необъяснимых, которые применяются для диагностики, предотвращения и ликвидации нарушения физического, психического и социального равновесия и которые опираются исключительно на практический опыт и наблюдения, передаваемые из поколения в поколение, как в устной, так и в письменной форме. Народную медицину можно также рассматривать, как прочный сплав постоянно развивающихся лечебных приемов ноу-хау и передаваемого по наследству опыта. Народная медицина есть, кроме того, сумма практических приемов, мер, компонентов и методов любого рода, как материальных, так и нематериальных, которые с незапамятных времен помогали противостоять болезням, облегчить свои страдания и лечить себя (AFRO Technical Report Series, 1, 1976).

Еще Гиппократ говорил: Если тело не очищено, то чем больше будешь его питать, тем больше будешь ему вредить. Целебное свойство голода было известно в глубокой древности. Есть записи о применении его в Египте в XV веке до н. э.

(египтяне голодали по 3 дня в месяц). Как гигиенический и терапевтический компонент голод входит в систему йоги, тибетскую медицину. Великий Сократ и его ученик Платон применяли десятидневные голодания. В настоящее время накоплен значительный материал, свидетельствующий о омолаживающем эффекте голода, а также большой опыт клинического его применения.

Положительные результаты лечения голоданием подтверждены на тысячи больных во всем мире. Так, Г. Шелтон еще в 50-е годы провел 30 тысяч курсов лечения. В нашей стране первыми врачами, применившими лечебное голодание в клинических условиях, были Ю.

С. Николаев и Н. П. Нарбеков.

Огромное число тяжелых хронических больных находилось на излечении в клинике, руководимой профессором Ю. С. Николаевым. Здесь выросла школа врачей, работающих сейчас в различных городах нашей страны.

Многие врачи применяют его уже амбулаторно, без госпитализации больных. Строго говоря, термин голодание не отражает сути дела. Еще Мечников писал, что человек при добровольном голодании ощущает периодически возникающее чувство голода лишь первые 20 часов. Из своего опыта и опыта многих голодавших могу сказать, что при соответствующей психической подготовке человек может не испытывать чувство голода совсем.

В природе всем организмам приходилось вынужденно голодать. Естественно, что выживать и оставлять потомство могли те существа, которые приспосабливались к голоду. Человек, являя собой, венец эволюционного процесса, получил совершеннейший приспособительный механизм. Когда организм не получает пищи извне, он переходит на собственные ресурсы.

В энергетическую топку идут свои углеводы, жиры, белки, причем используются, прежде всего, ослабленная, болезненно измененная ткань, а также опухоли, отеки, спайки, шлаки. Во время голода человек очищается от ядовитых веществ, накапливающихся в нем в результате болезней, приема лекарств, алкоголя, табака, неправильного питания, загрязненной атмосферы и т. д. Новый белок нарабатывается в соответствии с запросом функции, поэтому так необходим в процессе лечения активный образ жизни умственная и физическая деятельность.

На ряду со стимуляцией жизненных процессов происходит противоположный процесс расслабление, щажение важнейших органов и систем Есть заболевания, при которых голод противопоказан. Это язва желудка и двенадцатиперстной кишки, имеющая наклонность к кровотечениям, открытый туберкулез, выраженный гипертиреоз, слабоумие. Не следует лечить также без врачебного контроля диабет. Лечебное голодание бывает коротким (до 5 дней) и длительным.

Длительный голод следует проводить только в клинических или амбулаторных условиях, (бесконтрольный длительный голод может принести большой вред). Короткие курсы можно проводить дома, хорошо ознакомившись с методом и подготовив себя. Край суровый, но удивительный На Крайнем Севере Красноярского края, в низовьях могучего Енисея находился Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ. С 1 января 2007 г.

Таймыр вошел в Красноярский край, теперь это Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район. Он включает в свою территорию приенисейскую часть Западно-Сибирской низменности, Таймырский полуостров, острова между Гыданской губой и Хатангским заливом. Вся территория округа лежит за Полярным кругом. На западе округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, на востоке с республикой (Саха) Якутией, на юге с Игарским районом и Эвенкийским автономным округом.

Северные берега округа омываются морями Карским и Лаптевых, соединенными проливом Вилькицкого. Именно на Таймыре находится самая северная точка России мыс Челюскина. Таймырский автономный округ самый крупный по территории. Его площадь около 900 тысяч квадратных километров.

Рельеф округа очень разнообразен. На севере расположены горы Бырранга. Приенисейская низменность охватывает левобережье Енисея. В южной части Таймыра находится северная окраина Среднесибирского плоскогорья.

Вдоль побережья Северного Ледовитого океана разбросаны острова Диксон, Северная Земля, Земля Франца-Иосифа. Климат округа суровый. Сюда почти не доходит влияние Атлантического и Тихого океанов. Зима здесь продолжительная и холодная, лето короткое и прохладное.

Зимой дуют сильные порывистые ветры, мало ясных дней, температура воздуха очень низкая. На Таймыре много рек и озер. Все реки принадлежат бассейнам Енисея, Пясины, Таймыры, Хатанги. Как правило, они текут на Север и впадают в Северный Ледовитый океан.

Близость притоков главных рек Енисея Пясины и Хатанга друг к другу дает возможность связать их в одну водную магистраль. Реки питают летние дожди и снеговые воды, многие из них судоходны. Енисей до города Игарки судоходен для морских судов. Он несет огромные запасы тепла: его пресные и теплые воды повышают температуру поверхностных слоев вод Карского моря, уменьшают его соленость, оттесняют на север льды.

Самые крупные притоки Енисея на территории округа Дудинка, Малая и Большая Хета, Яра, Танама. От слияния двух рек Котуя и Хеты образуется река Хатанга. Таймыр можно назвать страной озер так много их в тундре и лесотундре. Самые крупные из них Пясина, Лама, Мелкое, Глубокое, Кета.

Таймыр это Крайний Север нашей страны. Он входит в состав так называемой ледяной зоны, в пределах которой находится Северный Ледовитый океан, его моря и острова. К югу от побережья тундра и лесотундра. Растительность округа делится на три вид: арктическую, тундровую и лесотундровую.

В арктической тундре почти отсутствует растительность, встречается лишь брусничник, куропаточья трава. В типичных тундрах Таймыра, в низменных местах залегает моховой покров, ютятся кустики полярных ивняков. Богат округ и полезными ископаемыми. Это, прежде всего уникальное месторождение никеля.

Есть уголь, газ, нефть, найдены алмазы. Уголь бассейна Котуя служит топливно-энергетической базой для поселков Хатангского района, газ для Норильского промышленного района и города Дудинки. Таймырский округ, пожалуй, самый многонациональный из всех северных округов. Достаточно сказать, что из 26 малочисленных северных народностей шесть проживают здесь.

Это долганы, нганасаны, ненцы, эвенки, энцы и эвены. Каждая народность имеет свой язык и свою культуру. Выросла и своя интеллигенция: писатели, художники, ученые, работники культуры, сельского хозяйства, торговли, педагоги, врачи, инженеры, летчики, моряки. Многие из них руководят отдельными отраслями экономики округа, работают главами и заместителями глав администраций, оказывают влияние на социально-экономическое развитие округа.

Однако в основном коренные жители трудятся в сельском хозяйстве. Это потомственные оленеводы, охотники, рыбаки. Сельское хозяйство округа представлено оленеводством, пушным промыслом, звероводством, промыслом дикого оленя, рыболовством. Нганасаны самоназвание ня (человек), авамские, вадеевские самоеды, товгийцы, пясидские самоеды.

Самый восточный из самодийских народов и самый северный этнос Евразии. Современный автохтонный ареал нганасан расположен во внутренних районах Таймырского полуострова и разделен на две этнотерриториальные группы. Западные, или авамские, нганасаны расселены от реки Дудыпты, впадающей в Пясину, на западе, до реки Боганиды притока Хеты, на востоке. Административно этот ареал находится в пределах Усть-Авамской и Волочанской сельских администраций Дудинского района.

Восточные, или вадеевские, нганасаны намного меньшая по численности популяция проживают у впадения реки Хета в Хатангу в пределах Новинской сельской администрации Хатангского района. Традиционные верования анимизм, шаманизм; все попытки христианизации нганасан были неудачными, и по переписи 1897 г. они числились язычниками. Традиционные занятия охота на дикого северного оленя, водоплавающую дичь, в меньшей степени пушная охота и рыболовство.

Вели кочевой образ жизни. Традиционно нганасаны подразделяются на две популяции: авамскую и вадеевскую, но некоторые исследователи из состава первой (ее восточного фланга) выделяют еще и таймырскую группу, осваивавшую бассейн реки Верхней Таймыры и западное побережье озера Таймыр. Долганы самоназвания: тыа-киhи, Саха автономный ареал долган в пределах Таймырского округа расположен в бассейнах рек Хатанга, Пясина, по правому берегу Енисея, где проживает 84% сельского населения долган в РПНС. Остальные 16 % приходится на якутский фланг автохтонного ареала долган в пределах Анабарского улуса, где они компактно проживают в с.

Юрюнг-Хая. Язык долганский диалект якутского языка (тюркская группа). Письменность создана на основе русской графики. Антропологический тип североазиатская раса.

Традиционные верования анимизм и шаманство. Были крещены, но в ХХ в. практически утратили православные традиции. Традиционный хозяйственный уклад включает домашнее оленеводство, охота на дикого оленя и песца, рыболовство.

Вели кочевой образ жизни. Долганы сравнительно молодой этнос, в этногенезе которого фаза консолидации завершилась в ХХ в. Имеют сложный многокомпонентный субстрат, состоящий из северных якутов, объякученных тунгусов (вилюйских эвенков) и старожительского русского населения затундренных крестьян. Пространственно ареал этногенеза долган располагался в лесотундровой зоне Таймыра, куда в XVII-XVIII вв.

переселились их предки, оттеснив на север нганасан. Последние различия между затундренными крестьянами и долганами исчезли в 1930-е годы. Русские занимались кочевым оленеводством и охотой, говорили по-долгански и называли себя не русскими, а крестьянами. Долгое время вопрос о происхождении долган носил дискуссионный характер.

Большинство советских ученых считали долган объякученными эвенками или эвенами. Это определение более или менее правильно толь в отношении части современных долган и поэтому является далеко не полным, не учитывающим целого ряда важных обстоятельств истории формирования долганского народа, писал профессор Б. О. Долгих Таким образом, эта народность, очевидно, стала образовываться в пределах Таймырского национального округа лишь в течение 18 века и первой половины 19 века.

И Миддендорф, и Кастерн сообщали, что долганы говорят на якутском языке. В шестидесятые годы прошлого века ученые сумели доказать, что долганы это самостоятельная народность, говорящая на своем языке, хотя и родственном якутскому. Долганы официально считались крещеными и соблюдали внешнюю сторону христианства, однако они сохраняли и традиционные религиозные верования. Это был сложный комплекс весьма разнообразных анимистических и магических представлений, суеверий, запретов.

В музее заповедника Таймырский работает Уксусников Константин Николаевич, уроженец п. Попигай, Хатангского района, знаток фольклора, сказитель, поет песни в традиционном исполнении, постоянный участник фольклорных фестивалей. В ходе беседы он рассказал о народных средствах лечения долган: Гнойные нарывы, фурункул, опухоли прикладывают заячью шкурку ворсом наружу к больному месту на сутки, до полного выздоровления. При простуде и хроническом кашле пьют настой из болотного багульника.

При туберкулезе растапливают жиры песцовый, собачий, медвежий, рыбий и пьют, также используют в лечении панты, весенние молодые рога оленя. При острых желудочных заболеваниях, язвах настаивают сушенный желчь медведя на водке и пьют один раз в сутки до полного выздоровления. При язве печени свежую печень прикладывают к больному месту, закрепив перевязкой, на сутки. Этот метод лечения применяют при первых симптомах заболевания, тогда лечение более эффективно.

Также долганы обращались за помощью к шаманам, шаман проводил обряд камлания, затем, установив диагноз, подбирал по окрасу оленя (в основном белый, пятнистый), для лечения больного. Дыхание оленя использовали как согревающее средство, олень дышал на больного. Избранных оленей называют тыннастар таба, ни в коем случае их не запрягали, этих оленей берегли, они предназначались лишь для лечения. В наши дни такое лечение тоже известно и применяется в отдельных случаях.

Порча, сглаз и т. д. тоже имеют место в быту долган. Янтарь окуривание им изгоняет злой дух.

При открытых переломах рану промывали мочой человека. Моча также используется при глазных заболеваниях и заболеваниях кожного покрова. При растяжениях мышц прикладывают филе сырого мяса или рыбы, а также делали перевязку из сухожилия оленя. Лекарственные растения также широко использовались в лечении это багульник при простудах, бронхитах, рогожа от желтухи, ольха, как бактерицидное средство, цветоложе морошки заваривали против диареи.

В самом северном поселке Сындасско Хатангского района жители собирают золотой корень. Люди, страдающие болезнью гипертонии, принимают настой этого целебного корня. Настой золотого корня также принимают, как профилактическое средство от онкологических заболеваний. При пониженном гемоглобине в крови рекомендуется сырая печень оленя.

Панты деликатес, и очень полезное для организма лекарство, которое во всех странах мира используют в медицине, далее мы опишем подробнее целебные свойства пантов северного оленя. Бородавки заговаривают. Острием ножа дядя, по линии матери, считал 1, 2. и обратно, три раза.

Еще, в полнолуние, на убывающую луну показывали бородавки дразня ее приговаривали: Абальук, абальук, мин эрэ к2м6с би4илэктэппин. , что в переводе с долганского значит Смотри, у меня только золотое колечко, и тут же прятали руку в варежку. Луна, якобы, позарится на колечко и заберет. При переломах, вывихах принимали порошок из меди.

В ступе (деревянной или фарфоровой) растирают мелкие куски меди в порошок. Принимают малыми дозами на кончике ножа. К детям у долган особое отношение. Вырастить здоровое поколение было очень важно.

Младенцам в люльку клали мох, с верху стелили кусочки шкуры с подшейным волосом, это обеспечивало сухость. Материнское молоко помогает при отите и насморке. При порезах и незначительных ранках хорошо помогает порошок Эти8 3аага гриб, под тонкой корочкой которого порошок темно-зеленого цвета. А вот от герпеса можно избавиться с помощью ушной серы.

Гениталии горностая от туберкулеза, медвежьи органы считаются самыми лучшими для лечения какого-либо заболевания. При ожогах и обморожениях хорош гусиный жир. В поисках нужной литературы, я прочитала книгу В. А.

Туголукова Следопыты верхом на оленях. Ученый-этнограф делится своими впечатлениями, рассказывает о быте и культуре малочисленного народа, о том какая была у них жизнь и стала в наши дни. Увлекательный рассказ основан на фактах. И вот что он пишет в своей книге.

рис. Г. Е. Мацакова Название: старое тунгусы, новое эвенки.

Тунгусами эвенков называли (и до сих пор называют) их соседи, например якуты. Сейчас в качестве официального названия народа принято его самоназвание эвенки. Язык : эвенкийский. Принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи языков.

В ряде районов своего расселения эвенки, кроме того, владеют русским и другими языками. Основные занятия: охота, оленеводство, а в некоторых районах разведение лошадей, верблюдов, крупного и мелкого рогатого скота. Второстепенные занятия: рыболовство, собирательство, морской зверобойный промысел. В настоящее время также огородничество, домашнее животноводство, клеточное звероводство.

Образ жизни: у оленеводов и коневодов кочевой, у безоленных рыболовов оседлый, у промежуточных групп полуоседлый. Сейчас большинство эвенков перешло на оседлость. Что отличает эвенков от других народов мира: уникально большая территория, освоенная малочисленным народом. Организм у тунгусов довольно долго сохраняет свежесть, но зато стареет не постепенно, а быстро, особенно женский.

Академик И. Г. Георги, изучавший эвенков в конце XVIII в. , писал о них Молодые женщины приманчивы по причине изрядного расположения лица, чрезвычайной веселости и вежливости; старухи напротив того морщинами, копотью и красными, как огневой уголь, глазами приводят в ужас.

Старики редко бывают седы и ходят до последнего конца так прямо и так на ходу, так и в делах своих столь бодры, что сомнительно, не зная, почесть их и устарелыми. Георги отмечал также, что тунгусы чрезвычайно зорки и чутки. Кроме того, Георги сообщал, что тунгусы говорят и делают то, что у них лежит на сердце. Воровство и обман для них презренны.

Тунгусы отличные следопыты и топографы. Рациональные познания у эвенков имелись и в области медицины. Иначе не могло и быть врачей у эвенков раньше не было, и они должны были лечить себя сами. Эвенкийская народная медицина содержит не мало интересного, полезного и поучительного.

Взять, например, тарбаганий жир: им лечили легочные болезни. В Чопо-Олого охотник Прокопий рассказал следующий случай. В молодости он болел туберкулезом, половины легкого у него уже не было. Один старик-эвенк посоветовал взять ему бутылку прозрачного тарбаньего жира и настоять его на содержимом слепой кишки тарбагана, трех-четырех его желчных пузырях и на двух синих цветках, которые любит есть этот горный сурок.

Цветы вырастают в середине лета на гольцах, где живет тарбаган, и едва видны над землей; зато корень у них в палец толщиной и длиной. Корешок такой, что если лизнешь языком, во рту все горит. Настойка имеет цвет коньяка. В бутылке, видимо, скапливаются какие-то газы, поэтому пробку надо вставить туго, иначе вышибет Прокопий, по рецепту старика, принимал лекарство два раза в день по столовой ложке: утром натощак и перед сном.

— От первой ложки рассказывал Прокопий, мне стало худо. Однако, стало совсем кончать: все нутро кверху поднялось. Потом меня вырвало. Гной из горла вышел, дух такой дышать нечем.

После третьей ложки вышло из меня три твердых кусочка, с орех будут, и с дыркой посередине. Я чуть было не задохнулся, когда они горлом шли. А потом пошла чистая кровь, и я шибко есть захотел. Много ел, медвежатину ел, тарбагана ел Бутылку все же, до конца допил.

С тех пор здоровый Больному чахоткой давали также пить медвежью кровь. От кашля пили настой листьев багульника. Ожоги лечили собачьей кровью. Огнестрельные раны присыпали толченым лишайником, ножевые золой или табаком.

На нарывы накладывали пластырь из беличьей или заячьей шкурки, прикладывали мясо рябчика. При ушибах пили настой на целебной траве чукахте и медвежьей печени, заваренной в кипятке, равно как и медвежью желчь и желчь горного барана, принимали против боли в печени. Женщины пили медвежью желчь для ускорения родов. Эвенки знали средства для лечения горячки, болезней сердца, кожи и некоторых венерических заболеваний.

Большинство этих средств было растительного происхождения. При головной боли терли переносицу медной монеткой, а в случае приливов крови к голове ножом отворяли кровь. Знали эвенки лечение иглоукалыванием. С подкупающей простотой эвенки решили проблему пеленок для самых маленьких.

Вместо пеленок эвенкийские матери клали в люльки древесные гнилушки, мелко накрошенные, являющиеся прекрасным гигроскопическим средством. Младенец был всегда сух, и ему не грозила опасность простудиться во время путешествия в люльке по пятидесятиградусному морозу. Для защиты глаз от слепящего снега охотники весной надевали специальные снеговые очки, которые первоначально изготовляли из кости, либо из дерева, а позже из жести. Принцип действия снеговых очков диафрагмирование зрачка узкой щелью, пропускающей мало света.

Вместо прирези нередко употреблялась волосяная сетка, вшитая в ровдужную оправу. Ненцы Таймырского автономного округа часть большого северного народа, проживающего в тундре вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Ненцы являются исконными оленеводами. В течение всего года они кочуют по тундре со стадами оленей.

Большое значение для них имеют рыболовство и охота. Многие северные народы состояние здоровья человека напрямую связывали с причудами северной природы. И нужно было вести особое летоисчисление, отмечая месяцы, дни убывания, пребывания луны и т. д.

В полевых материалах Карапетовой А. И. , собранных во время экспедиции к ненцам (1981-1984 гг. ) приводятся народные календари, как источник исследования хозяйственного уклада народов Севера, а именно, ненцев.

Мы же приводим лишь один из них: Шаманство основано на вере в духов, населяющих вселенную и пребывающих в живых существах в виде души. Основной признак его особые посредники между людьми и духами, которых избирают и обучают сами духи. Это и есть шаманы. Обязанность шамана служить духам и с их помощью охранять от бед свой народ.

Шаманы вступают в общение с духами в состоянии экстаза. В прошлом шаманство было известно всем народам земли. Возникло оно в каменном веке и дожило до наших дней. Слово шаман вошло в обиход с эвенкийского языка.

Но у разных народов есть свои названия. У якутов это ойюн для мужчин и удаган для женщин, у ненцев тадебя и т. д. Наиболее часто к шаманам обращались при болезнях.

Духи помощники шамана открывали причину болезни и указывали пути исцеления от нее. Как лечил оспу нганасанский шаман. Он уверял, что обязан своим избранием духу оспы. Раз в году этот дух приходил к нему во сне и заставлял перечитывать письмена, которые написаны внутри головы шамана.

Дух обещал, что не тронет народ, если шаман не сбиваясь, правильно прочтет письмена. Это чтение очень сложное, говорил шаман, если я спутаюсь, в этом году мои люди болеют оспой. А вот как камлали эвенки во время эпидемии кори. Молодые люди под руководством шамана соорудили большой чум.

Вечером начался обряд. Нагретый бубен гулко звучал в руках шамана, шаман пел. Он созвал своих духов-помощников, проверил, надежна ли стража из духов у чума. Затем душа шамана в сопровождении духов-помощников направились в подземный мир, чтобы узнать у предков, от чего возникла эпидемия.

Впотьмах душа заблудилась, шаман через духов-помощников держал с ней связь и указывал дорогу. Об этом все присутствующие узнавали из песни шамана. Но вот путь души окончен, она у предков; наконец, она вернулась назад. Шаман выслушал ее, закрывшись бубном.

Он снова запел, сообщая поступившую от предков весть; во всем виноват остяцкий шаман. Посланные им злые духи бутыля, похожие на плевок человека, вселились в людей и губят их. Как спасти род от смерти. Шаман сильнее забил в бубен.

Его душа опять на переговорах у предков. Выход найден. Надо послать к остякам злых духов бумумук. Пусть бумумуки вселяются в остяков и приносят гибель, тогда шаман возьмет их назад своих вредоносных бутыля.

Итак, наиболее важная задача шамана быть ходоком в иные миры. Именно эта способность отличает шамана от прочих специалистов по связи с духами. Занятие шаманством требовало крепкого здоровья. Эскимосы, энцы, саамы признавали шаманами лишь здоровых, сильных, умных людей.

Мужчина старше пятидесяти лет, в особенности беззубый не мог служить духам. Весь видимый и невидимый мир наполнен духами. Привычки и особенности их хорошо знали шаманы. Они умели подобающей жертвой склонить их к покровительству или удержать от зла.

Потомственный шаман, нганасан Тубяку Костеркин из рода Нгамтусуdо родился и жил в Авамской тундре. Кроме него в семье было еще семеро детей. Отец Тубяку тоже шаман. Когда родился сын, он уже знал о том, что он пойдет по его стопам: у маленького мальчика на груди была большая родинка, похожая на пуговицу, за что его и назвали Пуговка.

Хотя родственники Тубяку тоже камлают, он считается последним шаманом на Таймыре, точно следовавшим традициям, знающим все тонкости своего дела. Потому, наверное, он и продал свой костюм, а также бубен, колотушку и часть идолов краеведческому музею г. Дудинка, не передав их никому по наследству. Можно долго спорить о том, имело ли действие камлание, помогало ли оно людям это тема для изучения ученых, этнографов, но рассказывают, что Тубяку мог предсказать пол будущего ребенка, лечить некоторые болезни.

Как нам уже известно, шаманы обладают сверхъестественными способностями. Например: прапрадед Тубяку, чтоб прекратить нападение волков на свое стадо, вселил волка в свою жену и у них родился мальчик с волчьим хвостом. Сыну дали имя Тайбула Хвостатый в переводе с нганасанского. Тайбула стал сильным шаманом.

Отец Тубяку Дюхадэ был знаменитым шаманом от Оспы. Сам Тубяку не любил говорить о своем шаманстве, но обладал таинственной силой. Мог лечить людей от туберкулеза, малокровия и других болезней. Обладал даром видения и мог, глядя на закупоренный сосуд увидеть нужный предмет или заблудившегося человека, оленя.

Тубяку считал, что после его смерти шаманов у нганасан больше не будет. В одном из последних камланий он пел, что своих духов он свернет в клубок и будет только советский закон. Тубяку Костеркин умер в возрасте 68 лет в поселке Усть-Авам в 1989 году. Он не оставил после себя преемника, но осталась память о последнем шамане.

Шаманские костюмы хранят энергию Тубяку и его предков. Высокую оценку шаманам, как психиатрам, дал доктор Беляевский с трибуны краевого съезда медицинских работников в Хабаровске в конце 1920-х годов. Он сказал, что нервные заболевания шаманы изумительно хорошо и верно лечат гипнозом. Доктор Биляевский видел истеричку в припадке, у которой шаман в течении шести минут своеобразными пассами, однотонными звуками вызвал глубокий сон и окончание припадка, после этого врач, по его словам, пожал ему руку как своему коллеге.

Николай Константинович, о нем я уже рассказала, поведал мне еще один рассказ о шаманах в Попигайской тундре. Ему также в детстве рассказал о них его отец Николай Афанасьевич. Спиридон так звали шамана. Он был известным в Попигайском наслеге.

Родом ойюн Спиридон был с нижне-Вилюйского района, от куда переехал вместе с купцами в попигайскую тундру. Людям он запомнился как добрый, веселый человек. Он лечил людей, помогал роженицам, при тяжелых родах, мог увидеть затерявшихся оленей или стада, охотникам указывал места для охоты. Говорят, он был очень сильным шаманом.

Сила гипноза, которой в совершенстве владел ойюн Спиридон, помогла ему во время становления советской власти в 30-е годы. В те далекие, трудные годы шаманов увозили из их родной тундры. Пришли и за шаманом Спиридоном. Увезли.

Во время допроса работники НКВД, захотели испытать его, мол, покажи, что ты умеешь, как вдруг кабинет стал наполняться водой, вот уже пол не виден под водой, испугались нквдэшники, просят прекратить. И все исчезло, как будто и не было никакого наводнения. Не унялись, захотели еще какого-нибудь чуда. И вот, в кабинет ворвались три медведя, больших, злых, голодных.

С грозным ревом медведи направились в сторону нквдэшников, напуганные до смерти стали умалять шамана остановить их, и тут же все стало на свои места, тишина и ничто не напоминало о недавнем прибытии диких зверей. Поверили в силу шамана. Отпустили с одним условием Не заниматься лечением больных и не камлать. Он вернулся к себе на родину в нижне-Вилюйск.

Конечно же, люди обращались к шаману за помощью, в тайне от властей он проводил обряды камлания. Олень удивительное животное. Олень средство транспорта: он возит человека. Олень источник питания: он кормит человека своим мясом и молоком.

Олень поставщик шкур и кож, из которых человек шьет одежду и покрышки для своего жилища. А что олень получает от человека. Почти ничего: щепотку соли да лечение от болезней. Для оленя не нужно заготавливать ни мох, ни траву он сам себя кормит весь год.

Для оленя не нужно строить теплый хлев ни дождь, ни снег ему не страшны в его шубе. Существует ли другой вид скотоводства, более универсальный в потребительском отношении (в плане того, что он дает человеку) и столь же рентабельный в отношении необходимых затрат. По-видимому, нет. Оленеводство уникальное культурно-историческое явление.

Его родина Сибирь. Как отрасли хозяйства оленеводства не было ни в Америке, ни в Европе, ни в другой части Азии, хотя дикие олени там есть. Оленеводческое хозяйство Аляски появилось в конце прошлого века, после того как туда завезли из Сибири домашних оленей. Вероятно, оленеводство возникло в разных местах и в разное время.

В начале оно, видимо, было только вьючным, а потом стало вьючно-верховым. Олень не боится холода, и в область его распространения на севере входит даже ряд островов Ледовитого океана. Южная граница оленеводства приблизительно совпадает с границей зоны вечной мерзлоты, в пределах которой растет главный олений корм ягель. Географически эта линия тянется до верховья Енисея на западе через верховья Лены и северное побережье Байкала к верховьям Витима, Нерчи и Олекмы, далее к среднему течению Зеи, Селемджи и Буреи, переходя затем на Амгунь и заканчиваясь на востоке побережьем Охотского моря к северу от Амура и северной частью острова Сахалин.

Продолжительность жизни домашнего оленя около 20 лет. Олень в медицине у северных народов, был можно сказать неотъемлемой частью. Питание человека в условиях Крайнего Севера должно быть высококалорийным и биологически полноценным. Именно этим качеством обладает оленина.

Она высококалорийна по сравнению с мясом других сельскохозяйственных животных, отличается более высоким содержанием жизненоважных макро- и микроэлементов и витаминов. В последние годы полезные лекарственные свойства оленьего мяса: оно оказывает тонизирующее действие на организм человека и укрепляет его физиологический статус. Не случайно оленина основа питания аборигенов Севера, которую они едят в сыром, мороженном, вареном, жареном, сушеном, вяленом, копченом и других видах. Оленьи субпродукты 1 категории (язык, печень, мозги, сердце) высококачественные продукты питания.

Субпродукты 2 категории (головы, легкие, калтыки, селезенки, трахеи) важный источник питательных кормов для пушных клеточных зверей. Молоко важенок содержит 18-20 % жира и 10-11 % белка. По сравнению с коровьим молоком оно содержит больше в 5,8 раза жира, в 3,1 раза белка и в 2 раза минеральных солей, богато микроэлементами и лечебными свойствами. К новым видам северного оленеводства следует отнести панты неокостеневшие рога.

Из их экстракта получают препараты Рантарин и Велкорнин, которые по содержанию биологических активных веществ превосходят Пантокрин, получаемый из экстракта пантов марала. Установлено, что экстракт из пантов северного оленя (Велкорнин) представляет сложную многокомпонентную смесь, включающую белки и аминокислоты, липиды, углеводы, минеральные вещества, гормоны и другие компоненты, которые обладают выраженной биологической активностью и участвуют в процессах метаболизма. Наиболее четко оказывает влияние на работоспособность. Также испытания показали, что Валкорнин оказывает стимулирующее и тонизирующее действие на организм, нормализует ночной сон, положительно влияет на венозную церебральную циркуляцию и способствует купированию головных болей, стабилизации артериального давления у гипотоников, оказывает хороший терапевтический эффект при функциональных расстройствах половой сферы.

Важным видом новой продукции является и эндокринно-ферментное оленье сырье, из которого, как установлено на сегодня, можно получать свыше 10 форм лекарственных препаратов. Заслуживает внимания и побочная продукция оленеводства (пенисы, хвосты, сухожилия), которое пользуется спросом в восточно-тибетской медицине. Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>